МБОУ "СШ № 5"
город Смоленск
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:  специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,  специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    В основе работы с детьми ОВЗ в нашей школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся.

    Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

    групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

    индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;

    домашнее обучение – педагоги ходят заниматься к учащимся домой

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    нет мер поддержки
    меры поддержки отсутствуют..
    меры поддержки отсутствуют
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Разместите инф

    Инклюзивное образование 

      Инклюзивное образование  – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей.  Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

       Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

     Задачи инклюзивного образования:

    - создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в образовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

    - освоение обучающимися образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

    -  формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Инклюзивное обучение организуется:

    1) посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе образовательного учреждения;

    2) посредством функционирования класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  для детей, не имеющих  таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья.

       Основной критерий эффективности инклюзивного образования  – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как адресаты инклюзивного образования

       Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

    Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями развития.

       Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

       Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития  в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и  ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

       Вследствие этого часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства  - специальных (коррекционных) школ - в общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина –общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

       В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть  адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

    Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

       Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С.Выготского). Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из  социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека.

    В то же время обычный взрослый носитель культуры, как правило , не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения в среде сверстников, в социуме, в мире культуры.

       В силу этого дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые - потребности обучения.

       Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процессадля детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:

    начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;
    индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося  ребенка;
    ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах  образования нормально развивающихся сверстников;
    использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;
    обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
    максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
     Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования -  необходимое условие эффективности инклюзивного обучения.

       Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

    Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

       Целью инклюзивного образования  является преодоление социальных, физиологических  и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

    Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

    создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
    обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
    построение обучения особым образом – с  выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
    интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
    обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его  семье, помощи педагогам;
    разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
    координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
    повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
    формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
    Ожидаемые результаты:

    выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
    реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями4
    получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
    реализация себя в обществе;
    повышение качества жизни;
    улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
    Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации

       Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные  нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

    Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.

    Основные принципы инклюзивного образования:

    по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:
    баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

    по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:
    триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие  социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

    по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:
    принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

    по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса,  образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
    по отношению к системе образования города в целом:
    оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи  места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.

    Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах (см. таблицу):
    - индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

    - социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

    - психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

    - психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

    - индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

    - портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

    - компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

    - повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

    рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
    тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
    подготовка тьюторов высшей школой;
    адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
    адаптивная образовательная среда –  оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
    адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
    адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
    сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
    ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
    СВЕДЕНИРЯ  О СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ

    В школе оборудованы кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, оснащённые всем необходимым для реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

    СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В школе созданы условия для организации спортивных занятий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: имеется  физкультурно-спортивный зал, хореографический зал,  уличные физкультурные площадки. Расстановка спортивного инвентаря в спортивных залах обеспечивает беспрепятственное перемещение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    1.      Физическое развитие

    Спортивный  зал  используется для проведения занятий, спортивных мероприятий во всех возрастных группах.

    Хореографический зал оборудован зеркалам и гимнастическими станками. 

    2.      Познавательное и речевое развитие

    Кабинет педагога-психолога: практический материал для проведения психолого – педагогического обследования. Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для индивидуального тестирования (нервно – психического развития, речь, мышление, моторика, самооценка, память, сенсорика, эмоциональное развитие, внимание, произвольность, готовность к обучению в школе). Настольные, развивающие, дидактические игры.

    Кабинет учителя-логопеда: пособия для обследования и развития связной речи, лексического запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического восприятия.

    3.      Художественно-эстетическое развитие

    Музыкальный зал (хореографический зал) оборудован зеркалами и гимнастическими станками, аудиоаппаратурой,  колонками.

    СВЕДЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ(АХ), ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В библиотеке частично присутствует  учебная литература для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СПОРТА, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В спортивном  зале школы имеются необходимые специальные предметы (гимнастические коврики, маты, стенки, навесные турники, скакалки, гантели, мячи,  обручи и др).

    СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     Учебные классы оборудованы наглядными средствами обучения:  плакатами, картами, настенными иллюстрациями.

    Для проведения коррекционно-развивающих занятий  имеются дидактические наборы 

    Учебные классы  школы  оборудованы  мультимедийными установками (проектор, ноутбук).

    СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    - при въезде на территорию школы, имеется подъезд для остановки автомобиля для высадки инвалида;

    - вход для инвалидов и лиц с ОВЗ размещен на центральном входе (справа);

    - пандус для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудован на ступенях при подъеме на первый этаж здания.

    СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов организовано бесплатное горячее питание.

    СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

    Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием.

    В школе работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед,  социальный педагог.

    СВЕДЕНИЯ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    С целью обеспечения контроля за выходом обучающихся и сотрудников в сеть Интернет в образовательном процессе установлен Интернет-фильтр.

    Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики (в компьютерных классах) и ежедневно в свободном доступе через сеть Wi-Fi.

    СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В школе обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.

    - Видеоуроки и тесты в Центре педагогического мастерства https://cpm.dogm.mos.ru/ege/

    - «Библиотека РЭШ  https://resh.edu.ru/subject/

    -Сайт Всероссийской олимпиады школьников http://vos.olimpiada.ru/

    -Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru

    - Федеральный портал «Российское образование» edu.ru

    -  Министерство образования и науки РФ edu.gov.ru

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

    Для обучения применяются следующие специальные технические средства:

    - мультимедийная установка;

    - проекторы;

    - интерактивные доски,

    -  создан  компьютерный класс

    СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ОБЩЕЖИТИЕ, ИНТЕРНАТ

    Общежития и интерната в структуре образовательной организации нет.

    СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ, ИНТЕРНАТЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Общежития и интерната в структуре образовательной организации нет.

    ормацию для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie