МБОУ "СШ № 5"
город Смоленск
  • Будущим первоклассникам

    первоклассник

    Уважаемые родители!


    МБОУ "СШ № 5 "

      принимает документы  в 1 класс:

    с  01 апреля  по 01 июля 2024 года (проживающие по микрорайону);

    с 06 июля по 05 сентября 2024 года (не проживающие по микрорайону, при наличии свободных мест).

    График  приёма  документов:

    понедельник-пятница с 8.00 до 17.00

    В каникулярное время с 09-00 до 17-00

    (Суббота и воскресенье- выходные дни)

    Место  приема  документов: канцелярия (2 этаж)

    Документы для зачисления:

    Заявление родителей (законных представителей)  и согласие на обработку персональных данных заполняется на бланке школы;
    Документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);
    Оригинал и копия свидетельства о  рождении ребенка;
    Справка о регистрации ребенка по месту  жительства. 
     

    Заявление родители (законные представители) могут подать:

    1) в бумажном виде, обратившись к секретарю в канцелярию школы;

    2) в электронном виде через портал  "Госуслуги": http://gosuslugi.ru/ .   (основное условие – наличие подтвержденной учетной записи на портале), а также в региональной государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Смоленской области»  http://pgu.admin-smolensk.ru; 

    3) по электронной почте школы (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов) следует направить на адрес 
    kr.bor5@mail.ru

     4) через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Алгоритм подачи заявления в электронном виде через портал  "Госуслуги":

          На главной странице портала нужно выбрать категорию «Электронные услуги», далее перейти в раздел «Администрация Смоленской области», в подразделах найти «Департамент Смоленской области по образованию и науке» и «кликнуть» услугу «Зачисление в образовательное учреждение».

        Для подачи заявления необходимо заполнить электронный бланк. Информация о заявителе заполняется автоматически, основываясь на данных, сохраненных в его личном кабинете. Сведения о ребенке необходимо внести родителям. Далее система предложит выбрать учебное заведение, класс и направление обучения. Кроме того, от родителей потребуется «прикрепить» к заявлению электронные копии документов. После выполнения всех вышеперечисленных процедур и предварительного просмотра бланк будет отправлен в образовательное учреждение.

    Уважаемые родители (законные представители), просим ознакомиться с  Уставом школы, лицензией,  на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о гусадарственной аккредитации общеобразовательного учреждения, общеобразовательными программами, реализуемыми учреждением и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. А также с Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2021 № 273-ФЗ.

    Что необходимо будущему первокласснику? 
    1. Спортивный костюм, спортивная обувь, лыжи, скакалка, мяч
    2. Тетради в клетку по 6 штук, в косую линейку (с наклонной линией) - 6 штук
    3. Папка для тетрадей
    4. Ручка (тонкая) синяя
    5. Карандаши (простой и цветные)
    6. Линейка (20 см.)
    7. Пенал
    8. Обложки для тетрадей, учебников
    9. Подставка для книг, закладки
    10. Папка для труда (ножницы с тупыми концами, линейка (30 см.), кисточка
          для клея, цветная бумага, картон, пластилин, клей ПВА, игольница)
    11. Альбом для рисования, баночка-непроливашка, кисточки тонкие № 2, 3;
          толстые № 5, 6, акварельные краски
    12. Клеенка
    13. Школьная форма
    14. Дневник
    15. Сменная обувь
    16. Веер с цифрами до 20
    17. Папка-скоросшиватель с 10 файлами (портфолио)

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению в школе»
    Критерии готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.

    Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

    Ведущие факторы риска неготовности к школьному обучению.

    1. Критерии готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.
    Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

    Школьная зрелость – это уровень морфологического, физиологического, психического и социального развития, который обеспечивает детям возможность справляться с требованиями систематического обучения.

    Чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.

    Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.

    Медицинские критерии:

    1. Уровень физического развития.

    2. Уровень биологического развития.

    3. Состояние здоровья.

    Психолого-педагогические критерии:

    1. Степень психосоциальной зрелости.

    2. Уровень умственной работоспособности.

    3. Выполнение монометрического теста.

    4. Чистота звукопроизношения.

    5. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека и Векслера.

    6. Уровень восприятия, памяти, мышления.

    В связи с неравномерностью процесса роста и развития не все дети (6-летние и 7-летние) готовы к обучению в школе. Некоторые из них в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (а иногда и не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Поэтому важно заранее определить степень готовности ребенка к школе и помочь ему в преодолении трудностей на начальном этапе обучения.

    Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
    Физическое развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития.

    При определении физического развития ребенка, как правило, берут наиболее стабильные показатели состояния организма, которые можно зафиксировать с наибольшей точностью простыми методами. Так, длина тела служит суммарным показателем пластических процессов, происходящих в организме. Менее стабильный показатель — масса тела, но она отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов, жировой клетчатки. Окружность грудной клетки характеризует развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости.

    Наряду с определением признаков физического развития целесообразно исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, мышечную силу рук. Установлено, что физическое развитие в значительной степени определяет работоспособность детей, в том числе и умственную работоспособность.

    На физическое развитие оказывает влияние, прежде всего, правильно организованное физическое воспитание. При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы тела.

    Для оценки двигательного режима обычно определяют общую продолжительность двигательной активности за период бодрствования. В соответствии с рекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

    Показатели состояния здоровья детей и их физического развития тесно взаимосвязаны. Тщательное наблюдение за состоянием здоровья ребенка необходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья на самых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь и полностью оздоровить к моменту перехода в школу. На основании комплекса признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровень функционального состояния основных систем организма, частота заболеваний, уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья.

    К 1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Вторую группу составляют тоже здоровые дети, но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, с небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие. К 3-4 группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания.

    Одним из критериев готовности ребенка к школе является также характер речепроизношения, отражающего функцию сложного речедвигательного аппарата. Становление речи связано также с функцией слухового анализатора. Наличие дефектов произношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе

    У детей, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора, могут быть затруднения в овладении чтением, рисованием, письмом. Именно в возрасте 5-7 лет заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающее пространственное восприятие предметов. Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого с доски и учебника текста, уровень зрительного самоконтроля. А уровень слухового восприятия определяет понимание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста. Комплексное восприятие показывает уровень мыслительной деятельности школьников, уровень их интеллекта. И если к моменту обучения у ребенка достаточно хорошо развиты зрительный и слуховой анализаторы, то и сам процесс обучения будет проходить гораздо эффективнее.

    Овладение навыками письма для младших школьников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к началу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Кроме того, кисти руки ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтому для начертания букв нужно, прежде всего, “переучить” кисть, вернее, научить правильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради. Для дошкольников такая работа трудна и утомительна. Созреванию мышечно-связочного аппарата кисти, совершенствованию движений способствуют занятия по ИЗО, трудовые операции, особенно работа с тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.

    Чтобы определить, в какой мере ребенок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используется тест “Вырезание круга”. На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6\8 круга и отклонений не более 2-х раз.

    Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

    Важным дополнением к сведениям о “школьной зрелости” являются представления об умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы.

    При изучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоваться фигурными таблицами.

    Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур за определенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков).

    Для определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который дает представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и др. Это метод чаще используется для оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

    Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. “Школьнозрелыми” считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов, “среднезрелыми” — 6-9 баллов и “незрелыми” — 10 и более баллов.

    Итак, ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал большое количество баллов за беседу психосоциального характера, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеет положительный результат за выполнение других проб. Исследование предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Поэтому его следует проводить два раза в год (в начале и в конце года).

    Дети с отклонениями в здоровье, отстающие по уровню зрелости, с недостаточно сформированными психомоторными функциями, имеющие дефекты речи, составляют группу риска неготовности к обучению в школе. Если отставание, определяемое за год до школы, сохраняется к началу учебного года, необходимо отсрочить поступление в школу, оставив ребенка в детском саду еще на год.

    Во многих школах сегодня проводят специальные беседы и тестирования, чтобы выявить готовность ребёнка к обучению в первом классе. Как правило, это делается при отборе наиболее подготовленных ребят в спецшколу. Многие специалисты называют это пагубной практикой, так как этот отбор часто «вешает ярлык» на ребёнка: «этот умнее», «этот глупее», «этого в класс с ускоренной программой, а этого - в класс выравнивания, чтобы подтянулся до нормы».

    Собеседование даёт возможность определить, насколько ребёнок подготовлен к школьной жизни, прогнозировать его успехи. Хотя, конечно, эта оценка часто субъективна и зависит не только от действительной готовности ребёнка к школе, но и от того, что в обстановке собеседования дети теряются, не успевают уложиться в срок, отвлекаются или не могут сосредоточиться.

    Собеседование с будущими первоклассниками происходит примерно следующим образом:

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

    3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?

    4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?

    5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?

    6. Сейчас день или утро?

    7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днём? Что бывает

    раньше - обед или ужин?

    8. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.

    9. Кем работает твой отец, мать?

    10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

    11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

    12. Когда можно кататься на коньках - зимой или летом?

    13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

    14. Что делает почтальон, врач, учитель?

    15. Зачем нужны звонок и парта в школе?

    16. Ты сам (сама) хочешь пойти в школу?

    17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны уши?

    18. Каких животных ты знаешь?

    19. Каких птиц ты знаешь?

    20. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

    21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

    22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

    Оценка ответов.

    За правильный ответ на все подвопросы одного вопроса ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных вопросов). Ребёнок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу. «Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Маму зовут Таня. Папа работает на работе».

    К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:

    5 - сколько лет - 1 балл, если в ответе указываются года с учётом месяцев – 3 балла.

    8 - полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1.

    15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

    22 - за правильный ответ - 2 балла.

    Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на п.16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

    Оценка результатов беседы:

    25 - 29 баллов: ребёнок считается школьно-зрелым.

    20 - 24 балла: средняя зрелость.

    15 - 19 баллов: низкий уровень психосоциального развития.

    Также у ребёнка попытаются выяснить, хочет ли он идти в школу и что его там привлекает.

    Ему могут задавать такие вопросы:

    1) Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    2) Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, в какой из них ты бы хотел учиться?

    3) Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

    4) Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?

    5) Если бы в классе у вас заболела учительница, и директор предложил бы её заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

    6) Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?

    7) Если бы мама сказала: «Ты у меня ещё совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдёшь на будущий год», согласился бы ты с таким предложением?

    8) Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу», согласился бы ты с таким предложением?

    9) Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

    Для обследования уровня речевого и мыслительного развития ребёнка используются такие методики, как ассоциации. Скажем, ребёнку называют слово «дерево» и просят назвать слово или слова, которые приходят ему на ум. Как правило, будущих первоклассников просят составить предложения или рассказы по картинкам. Малышу предлагают несколько картинок, связанных единым сюжетом. Картинки перепутывают между собой и просят малыша разложить их по порядку и рассказать по этим картинкам, что произошло.

    При выполнении этого задания происходит сложная аналитико-синтетическая работа. Выявляется понимание главного, способность к установлению связей между явлениями, в том числе и причинно-следственные связи. Рассказ по картинке характеризует речь ребёнка (произношение, словарный запас, умение грамотно строить предложения). Учитывается также наблюдательность.

    Чтобы определить, в какой мере ребёнок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используются методики, наподобие теста «Вырезание круга». На карточке изображён толстой линией круг диаметром 30мм, разделённый на 8 секторов. Вокруг него имеются три больших и три маленьких по диаметру круга, изображённые тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6/8 круга и допускается отклонений не более 2-х раз. Тест считается невыполненным, если для вырезания потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

    Ведущие факторы риска неготовности к школьному обучению.
    Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии своими корнями уходит в труды Л.С. Выготского и восходит к трудам основоположников отечественной психологии Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

    Интересен исторический аспект этой проблемы. Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста (Ранее обучение начиналось в 8 лет!). Именно тогда перед учеными был поставлена проблема анализа сформированности необходимых умений и навыков, уровня определенных сторон развития ребенка. Именно с той поры не проходит незатухающий интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению. Второй всплеск интереса возникает на следующей ступени понижения возраста поступления в школу: 1983 год – знаменитое решение об обучении с шести лет. И снова перед обществом ставится вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности. Учение проникает все «дальше и дальше» в дошкольные учреждения в виде формирования навыков чтения, письма, устного (и не только устного) счета. Параллельно с этим педагогическая наука решает не менее важный тесно связанный с «готовностью» вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, М.М. Безруких. И в наше время интерес к проблеме не затихает. И весь этот «разноцветный» и, в общем-то, разнородный ворох проблем, в конце концов, сводится к единой проблеме: уровню готовности современного ребенка к началу регулярного обучения в школе.

    Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве». Написано огромное количество книг, статей, сборников и справочников, предложено несчетное количество методик исследования уровня готовности ребенка к обучению в школе.

    Позиции большинства авторов можно объединить в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является: «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствии степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения». Проявления подобной незрелости разные авторы видят в различных проявлениях деятельности ребенка, но в целом их можно сгруппировать следующим образом:

    Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики, до незрелости логических форм мышления;

    Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания - до проблем произвольной регуляции поведения;

    Низкий уровень социальной зрелости, т.е. несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т.п.

    Безусловно, многими в той или иной степени уделяют внимание таким характеристикам деятельности ребенка как темп и особенности работоспособности. Однако при подобном понимании особенностей развития ребенка речь идет лишь о феноменологическом уровне анализа специфики формирования высших психических функций ребенка.

    Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Причем основным смыслообразующим элементом этих качеств является состояние аффективно-потребностной и мотивационно-волевой сферы ребенка, понимаемой как «внутренняя позиция школьника», умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и некоторые другие. Во многих работах основной упор делается на роль общения в развитии ребенка (в различных сферах отношения к взрослым, сверстникам, самому себе) и овладение произвольностью поведения как одну из предпосылок учебной деятельности в начальной школе.

    Особую социальную и педагогическую значимость имеет внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.

    По данным различных исследователей, количество таких детей в дошкольном возрасте достигает до 25%, среди учащихся общеобразовательной школы - 20 - 30% от детской популяции младшего школьного возраста.

    Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

    Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30 - 35-минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности. По клиническим данным, у большинства детей с трудностями в обучении отмечаются признаки слабо выраженной органической недостаточности ЦНС.

    Своевременная психолого-медико-педагогическая помощь таким детям в дошкольном возрасте является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

    Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается ее результат. Однако пока коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении дошкольной программы, ведутся в весьма ограниченных масштабах в немногочисленных специальных детских садах и группах для детей с задержкой психического развития при массовых дошкольных учреждениях.

    Отсутствие в настоящее время широкой сети хорошо налаженной консультативно-диагностической службы приводит к тому, что родители и педагоги образовательных учреждений не могут получить квалифицированную помощь в решении проблем, препятствующих успешному обучению ребенка. В общеобразовательной школе открываются различного вида компенсирующие классы: адаптации, здоровья, интенсивного развития, индивидуализированного обучения и т.д.

    Опытно-экспериментальная работа, проводимая Институтом коррекционной педагогики на протяжении четырнадцати лет, позволила разработать и апробировать организационные формы и содержание обучения, способствующего подготовке к школе пяти-шестилетних детей, укреплению их физического здоровья, коррекции негативных особенностей их развития.

    Руководящей идеей при определении стратегий и технологий обучения и воспитания детей указанной категории является идея профилактики и ранней коррекции отставания в развитии.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?
    Психологическая готовность ребенка к школе
    Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Ниже приведены критерии, по которым можно определить, достаточно ли ваш малыш созрел морально.

    Первоклассник должен суметь начать общаться с одноклассниками и учителем. Даже если ребенок посещал детский сад, новое общество все-равно может стать для него трудностью.
    Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры.
    Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
    Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

    Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

    Оценка развития познания

    Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
    Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
    Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
    Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
    Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

    Оценка базового опыта

    Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
    Был ли малыш в библиотеке?
    Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
    Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
    Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

    Оценка языкового развития

    Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
    Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
    Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
    Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
    В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
    Четко ли ребенок выговаривает слова?
    Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
    Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

    Оценка уровня эмоционального развития

    Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
    Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
    Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
    Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

    Оценка умения общаться

    Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
    Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
    Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

    Оценка физического развития

    Хорошо ли ребенок слышит?
    Хорошо ли он видит?
    Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
    Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
    Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
    Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

    Зрительное различение

    Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
    Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

    Зрительная память

    Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
    Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

    Зрительное восприятие

    Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
    Понимает ли он, что читают слева направо?
    Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
    Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

    Уровень слуховых способностей

    Может ли ребенок рифмовать слова?
    Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
    Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
    Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

    Оценка отношения к книгам

    Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
    Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
    Задает ли вопросы о словах, об их значении?
    После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при определении готовности ребенка к школе.

    Описание процесса подсчета результатов:

    если на большинство вопросов вы с уверенностью ответили "Да" - ваш ребенок готов к школе

    0

    СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
    Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для
    многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с
    какого возраста, возможно ли заниматься с ребенком самому, без помощи
    логопеда? И какие логопедические упражнения можно использовать? Когда
    пора к логопеду? Считается, что до трех лет плохая речь – вариант нормы, и
    до этого возраста обращаться к логопеду нет смысла. Это ошибка.
    Консультация логопеда необходима в таких случаях: Если до двух лет
    ребенок молчит или произносит менее 10 слов. Обязательно обратитесь к
    специалисту, который поможет стимулировать речь специальными
    логопедическими упражнениями.
    Если ребенок старше трех лет не говорит фразами. У него можно
    подозревать задержку речевого развития. А если в этом возрасте малыш не
    произносит даже слов – у него могут обнаружиться даже грубые нарушения
    общего развития; Если ребенок старше четырех лет произносит не все звуки
    родного языка (или произносит неправильно). Обычно к этому возрасту
    ребенок уже должен разговаривать правильно;
    Если у ребенка неоднократно замечалось заикание (непроизвольное
    повторение звуков, слогов, слов); Если ребенок старше шести лет не может
    пересказать небольшой текст, не может запомнить стихотворение,
    перекручивает слова.
    Оцените малыша по таким критериям речи: 3-4 года – малыш должен
    правильно произносить «с», «сь», «з», «зь», «ц», 4-5 лет – «ш», «ж», «ч»,
    «щ», «г», «к». «х». 5-6 лет – «ль», «к», «р», «рь». Если заметили
    несоответствия – обратитесь к логопеду. Своевременное обращение к
    специалисту – залог эффективности его помощи малышу. Конечно же, сейчас
    очень легко подобрать логопедические упражнения и заниматься
    самостоятельно. Но только логопед-специалист сможет поставить
    правильный речевой диагноз (причем, делает он это после обследования
    малыша еще и специалистами-медиками). Только после этого возможно
    правильно подобрать логопедические упражнения для исправления речевого
    недостатка.
    Кроме того родителям будет нелишним просто проконсультироваться у
    специалиста: как правильно работать над развитием речи вашего малыша,
    каких ошибок избегать. Это должен знать каждый (памятка для родителей)
    Для того, чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой,
    выразительной и красивой, прислушайтесь к таким советам логопеда: Сами
    говорите выразительно и правильно, не позволяйте себе говорить быстро,
    слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером
    правильной речи для своего ребенка.
    Каждый слышал о вреде соски-пустышки. Она в самом деле может
    очень навредить малышу, если он часто и подолгу держит ее во рту. Соска
    может спровоцировать формирование высокого нёба, которое исказит
    произношение звуков. Кроме того, пустышка просто мешает ребенку
    говорить; Не подражайте так называемой автономной (детской) речи
    малыша: бибика, ам-ам, баиньки.
    Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так
    правильнее. Если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет,
    откажитесь понимать его жесты и мимику. Откликайтесь только при
    использовании ребенком речи. Если ребенок неправильно произносит звуки
    и слова, не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться
    полного отказа ребенка от общения. Логопедические упражнения подомашнему Если у вашего ребенка серьезные проблемы в области речи – ему
    лучше всего заниматься с логопедом.
    А дома вы можете делать с малышом те упражнения, которые назначит
    специалист. Если же вы просто хотите сделать речь ребенка плавной и
    выразительной, а также просто для профилактики речевых нарушений, вам
    можно пользоваться простым набором логопедических упражнений,
    доступных каждому. Артикуляционная гимнастика. Чтобы повысить
    подвижность органов речи, можно проводить гимнастику для губ, языка,
    нижней челюсти. Обязательно дайте малышу зеркальце, чтобы он мог
    контролировать свою артикуляцию.
    Логопедические упражнения этого вида могут иметь игровую форму. С
    помощью различных игр научите ребенка поднимать язык вверх, делать его
    широким, тонким, долго удерживать в одном положении («Оближем губки»,
    «Сложим губки трубочкой» и т.п.) Дыхательная гимнастика. Малышу
    необходимо выработать правильный воздушный поток, который необходим
    для произношения звуков. Для этого научите ребенка дуть тонкой струей
    воздуха на кораблик, на перышко, в соломинку для мыльных пузырей. При
    этом следите, чтобы малыш не надувал щеки.
    Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Психологи и
    физиологи давно доказали прямую взаимосвязь между развитием мелкой
    моторики рук и интеллектуально-речевым развитием человека. Поэтому
    развивая движения пальцев рук и кистей, вы способствуете развитию
    интеллекта и речи. Для этого давайте детям мозаику, мелкие бусинки для
    нанизывания, маленькие стеклянные шарики и крошечные игрушки (конечно
    же, играть с ними можно только в присутствии взрослых).
    Играйте массажные игры: «Сорока-ворона» и подобные ей.
    Занимайтесь лепкой, научите малыша шнуровать ботинки и застегивать
    мелкие пуговицы. Правила проведения логопедических упражнений
    Позитивный настрой обязателен для занятий. Малышу нужно разъяснить,
    для чего ему нужно научиться красиво говорить. Все логопедические
    упражнения необходимо проводить в форме игр.
    Очень полезно использовать интерактивные игрушки с функцией
    записи звука. Например, с помощью читающей ручки «Сотто» можно
    показать малышу прогресс в его произношении.
    Для этого, например, запишите произношение скороговорки с
    проблемным звуком на первом занятии, через месяц, через два. Пусть
    ребенок сравнит, насколько лучше он стал говорить. Это мотивирует его на
    занятия с логопедом; Руки ребенка, специальные логопедические шпатели,
    руки взрослого должны быть стерильными; Лучше всего заниматься по 3-4
    раза в день, по 10-15 минут каждый раз. Нельзя слишком долго затягивать
    занятия – ребенку становится скучно.
    Логопедические игровые упражнения повторяются по 25 раз каждое. А
    если ребенок захочет – можно повторить и больше, обязательно
    контролируйте выполнение ребенком упражнений.
    Предлагайте позаниматься самостоятельно, только убедившись в
    правильном выполнении упражнения ребенком, постарайтесь заниматься
    натощак, чтобы случайно не вызвать рвоту упражнениями с языком; После
    занятий смажьте губы ребенка детским кремом или гигиенической помадой.
    Помните, что речевое развитие неотделимо от развития всей психики.
    Поэтому обязательно занимайтесь с ребенком упражнениями на развитие
    мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Если вы решили
    заниматься с ребенком самостоятельно, обязательно регулярно показывайте
    его логопеду. Он сможет проконтролировать процесс формирования
    правильного произношения и даст ценные советы.
    Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый
    родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его
    самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое. Поэтому не жалейте
    сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет
    чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.
    Советы логопеда Родителям о речевом развитии детей. Главная роль в
    развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит
    родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя
    заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать
    навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.
    Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В
    это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.
    Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной
    системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного
    формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже
    может остановиться навсегда.
    Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются
    первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается
    анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает
    главными формами родного языка, накапливает большой запас слов.
    Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного
    внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать
    упущенное. Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших
    отделов психики человека.
    Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его
    интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного
    обучения в школе.
    Общие правила для родителей: с первых дней жизни ребенка должна
    окружать полноценная речевая среда.
    Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать
    правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода
    во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему
    возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Не
    забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем, что происходит и
    понимает намного больше, чем может сказать.
    Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ребенку
    необходим постоянный телесный контакт с матерью. Поощряйте любые
    попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда,
    когда вы захотите его слушать. Не перебивайте и не торопите его. Дайте
    выразить свою мысль.
    Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь
    правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не
    разрешайте делать это другим взрослым. Каждый день читайте ребенку. Не
    показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый
    раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Поощряйте
    любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый
    детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое.
    Для ребенка весь мир - новый. Создайте ему возможность получать
    новые впечатления (но не переборщите!). Основная деятельность ребенка -
    игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте его. Неточное
    произношение у детей в возрасте до 3-х лет естественно - это так называемое
    возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом
    развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5- 5,5 годам
    ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной
    речи. Всякие нарушения в произношении звуков, не соответствующие
    нормам возраста, рассматриваются как дефекты произношения, исправлять
    которые бывает очень трудно.
    Поэтому особенно важно следить за формированием произношения и
    вовремя предупреждать закрепление неправильного произношения звуков.
    Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка -
    "сюсюкать" с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать
    правильное произношение и отличать от неправильного.
    Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой
    самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
    Дорогие родители, помните, что Ваша речь - образец для подражания!

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 08-00-17-00 0
    Вторник 08-00-17-00 0
    Среда 08-00-17-00 0
    Четверг 08-00-17-00 0
    Пятница 08-00-17-00 0

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie